Сегодня мы с вами продолжим разговор о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Рассмотрим организацию работы с соотечественниками за рубежом
Уполномоченные органы субъектов РФ самостоятельно организуют работу по приему, размещению и обустройству переселенцев, содействуют их интеграции в принимающее общество.
Для решения этих проблем соотечественникам и членам их семей предоставляются права на получения образования, в том числе профессионального и дополнительного профессионального образования;
- На получение медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством РФ
- Им предоставляются места в учреждениях социального обслуживания населения и оказываются иные услуги в области социального обслуживания граждан.
- Важной мерой является предоставления им услуг в области содействия занятости населения в части содействия в поисках подходящей для них работы, организации профессиональной ориентации в целях выбора дальнейшей сферы деятельности(профессии).
- Трудоустройство
Как мы уже говорили , добровольным переселенцам и членам их семей предоставляется право на приобретение российского гражданства в упрощенном порядке. Однако гражданство в упрощенном порядке предоставляется этим лицам лишь в случае если участники Государственной программы и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории РФ, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с данной Программой.
В полном объеме государственные гарантии и социальная поддержка предоставляются переселяющимся на постоянное место жительства на территории приоритетного заселения, переселяющимся на иные территории ежемесячное пособие при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности не выплачивается.
Размер государственных гарантий и порядок их предоставления утверждаются Правительством РФ.
Субъекты РФ в своих региональных программах переселения могут предусматривать дополнительные гарантии и меры, направленные на обустройство и обеспечение жизнедеятельности, в том числе социальной поддержки, медицинского обеспечения, решения вопросов занятости участников Государственной программы и членов их семей, а также субсидирования жилищных расходов участников Государственной программы.
Хочется обратить ваше внимание, что в региональных программах возможны риски при реализации мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников и членов их семей . Это-
— отказ работодателя от трудоустройства участника Государственной программы или членов его семьи после переезда ввиду несоответствия (неполного соответствия) их имеющейся квалификации требованиям вакантных рабочих мест, попадание переселенцев в категорию безработных;
— необеспеченность жильем для постоянного проживания, сложности с наймом и оплатой временного жилья, неспособность участника Государственной программы нести расходы по приобретению постоянного жилья или оплате ипотечного кредита;
— обособление переселенцев, создание замкнутых этносоциальных групп, рост межнациональной напряженности.
Для минимизации последствий в связи с возможными рисками от реализации мероприятий, предусмотренных в программах субъектов РФ, в некоторых программах устанавливаются критерии отбора соотечественников для участия в переселении. Такие критерии могут касаться определения возрастных групп (например, соотечественники в возрасте от 18 до 55 лет — для женщин и от 18 до 60 лет — для мужчин),
- уровня образования или профессиональной подготовки (например, квалифицированные работники),
- определения наиболее востребованных видов профессий, специальностей ,
- владения русским языком.
- При этом, как правило, уровень образования и профессии членов семьи участника Государственной программы исходя из содержания региональных программ не являются ключевыми факторами и не имеют принципиального значения,
Не секрет, что многие соотечественники рассматривают участие в Государственной программе как способ ускоренного получения гражданства Российской Федерации, что вступает в противоречие с главной задачей Программы — применение потенциала переселенцев в интересах принимающего региона, привлечение экономически активных, близких по духу и культуре людей. Это также может рассматриваться как один из возможных рисков реализации Государственной программы.
Контроль за реализацией Государственной программы осуществляется Межведомственной комиссией и координатором Государственной программы.
Целевое расходование средств федерального бюджета на реализацию Государственной программы обеспечивается путем осуществления государственного финансового контроля в рамках законодательства Российской Федерации.
Контроль за реализацией региональных программ переселения и проектов переселения осуществляется высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Безусловно эти комиссии усиливают возможность по координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, участвующих в реализации Государственной программы.