6 декабря состоялся круглый стол «Становление и перспективы современной абхазской государственности»

Круглый стол был организован Центром социально-экономических исследований под руководством Олега Дамениа.

Участниками Круглого стола были государственные и общественные деятели, депутаты, учёные, преподаватели АГУ, юристы, члены Общественной палаты, деятели культуры и искусства.

Приводим доклад заместителя председателя Союза русских общин (КСОРС) Абхазии, члена Общественной палаты Генадия Кожухаря, зачитанный им на Круглом столе.

Приветствую вас, уважаемые участники круглого стола!!!

Свой доклад мне хотелось бы начать непосредственно с преамбулы Конституции Республики Абхазия.  Она не содержит каких-либо правовых норм, но именно в ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к установлению и провозглашению Конституции и предопределившие её содержание.

Наша Конституция принята народом Абхазии на сессии Верховного Совета Республики Абхазия 12-го созыва 26 ноября 1994 г. и одобрена всенародным голосованием с изменением, принятым на всенародном референдуме 03 октября 1999 года. Народ, осуществляя свое право на самоопределение, стремясь содействовать всеобщему благоденствию, внутреннему спокойствию, утвердил права и свободы человека для достижения гражданского мира и согласия. Вот какой была цель народа при принятии решения на референдуме.

Мы, правовой центр Союза русских общин (КСОРС) Абхазии, всецело убеждены, что нормы, содержащиеся в Конституции, в достаточном объёме отражают волю и интересы народа, положения личности и устройство государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности законодательной и исполнительной властей, судебной власти, прокуратуры и местного самоуправления.

За время, прошедшее после принятия Конституции, несмотря на периодическую критику её положений, с уверенностью можно сделать вывод, что проблем как таковых в её содержании нет. Возможно, многие из конституционных прав пока не подкреплены реально государственными гарантиями и ответственностью за их нарушение, и проблема заключается в реализации положений Конституции, принятии действенных мер по её неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. А ведь именно с Конституцией, провозгласившей высшей ценностью человека, его права и свободы, гражданин сверяет содержание и воздействие на его жизнь конкретных законов, в частности равным образом защищающих разные формы собственности, обеспечивающих свободу экономической деятельности, направленных на борьбу с коррупцией и преступностью, устанавливающих минимальные размеры пенсий, заработной платы, и любых других законов. Будут ли изданы такие законы, во многом зависит от умения и желания политиков.

Вместе с тем немаловажно, что Конституция, решая актуальные задачи государственного строительства, сама ставит много новых вопросов, на которые в будущем предстоит ответить законодателям.

В свете последних событий хотелось бы акцентировать ваше внимание на вопросе ответственности законодательного органа страны – депутатов Народного Собрания — закрепленной в статье 40 Конституции Республики Абхазия, которая гласит: Депутаты Парламента не могут быть связаны императивным мандатом. Для начала разрешите пояснить, что под императивным мандатом понимается правило, определяющее порядок взаимодействия депутата с его избирателями, согласно которому депутат считается юридически ответственным перед избирателями, связанным поручениями и наказами тех, кто его избирал, тогда как выполнение предвыборных обещаний является политической обязанностью выборного лица.

Граждане раз в пять лет выбирают своих представителей.  Все общегражданские отношения основаны на договорных началах. Граждане, не выполнившие какие-либо договорные обязательства, несут ответственность, предусмотренную законом, и не через пять лет, а в установленные законом сроки.

Программа, предоставляемая кандидатом в депутаты своим избирателям, которую он обещает исполнить в будущем, в случае его избрания, в связи с чем избиратель делает свой выбор, по сути является обязательством — договором. За неисполнение обещаний депутатам ничего, кроме народного неодобрения, не грозит. И так продолжается от одного до следующего созыва.

Естественно, отсутствие императивного мандата не является первостепенной проблемой для нашего государства, однако мы считаем, что механизм отзыва депутатов крайне востребован, данный вопрос требует досконального изучения, вынесения его для обсуждения общественностью с последующим внесением поправки в Конституцию Абхазии в соответствующем порядке.

Следующим вопросом, который хотелось бы осветить в рамках сегодняшней встречи, является вопрос о внесении в Конституцию нормы по предоставлению квоты в депутаты национальному меньшинству.

Согласно ст. 13 Договора от 17 сентября 2008 года «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия», договаривающиеся Стороны будут создавать необходимые условия для эффективного участия лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в культурной, социальной и экономической жизни, а также в ведении государственных дел, в частности в вопросах, их касающихся.

Согласно официально предоставленной информации Государственного комитета статистики Республики Абхазия, на 1 января 2023 года в республике из 243958 граждан Республики Абхазия постоянно проживают 22260 граждан русской национальности, 1755 украинцев и 267 белорусов, что формирует славянское меньшинство и составляет около 10 % от общего числа населения. Так, только в городе Сухум проживает 16 % граждан Абхазии славянской национальности от общего числа жителей (из 65087 чел. примерно 10414 чел. славян).

Статья 1 Конституционного закона РА «О выборах депутатов Народного Собрания –Парламента Республики Абхазия» гласит, что Парламент состоит из 35 депутатов. Безусловно, действующее законодательство Абхазии не ограничивает кого бы то ни было в участии в выборах, однако действительность такова, что в действующем Народном Собрании из 35 не представлено ни одного русского депутата, оговорюсь — обращаю ваше внимание, не по причине запрета, а по причине невозможности конкурировать в выборной кампании и национальным предпочтениям большинства избирателей. Тогда как по количеству своих представителей русские, украинцы и белорусы являются достаточно представительными, хотя и составляют меньшинство на территории Республики Абхазия, они принадлежат к группе населения, обладающей прочной и длительной связью во времени с территорией Абхазии и обладают такими особенностями, как, например, культура, национальная и этническая принадлежность, традиции и происхождение, чем отличаются от большинства населения. Члены таких групп отличаются стремлением совместно поддерживать свою общую идентичность, включая культуру, традиции.

Наше общество непрерывно эволюционирует, и в условиях современного мира для обеспечения эффективного и стабильного участия национальных меньшинств в жизни общества необходимо корректировать документы по защите прав национальных меньшинств.  В первую очередь считаем необходимым внести в Конституцию Абхазии определение категории национальных меньшинств, а после предоставить гарантии национальных меньшинств на избирательное право, а именно обеспечить представительство интересов национальных меньшинств посредством предоставления фиксированного количества мандатов в законодательном органе, то есть установить квоту в депутаты в соответствии с процентным распределением жителей по национальному меньшинству (243958 гр. РА/35 мандатов = на 6970 граждан РА по одному мандату), к примеру 3 квоты из 35 выборных, которая не избиралась бы, а назначалась бы по итогам выборов внутри созданной «Ассамблеи национальных меньшинств». Данная тема, естественно, требует тщательного изучения и подготовки, но в качестве примера мы можем позаимствовать примеры установления квот в Киргизии, Армении, Польши и Казахстане.

Статьей 46 Конституции Абхазии предусмотрено: «право законодательной инициативы в Парламенте Республики Абхазия принадлежит его депутатам, Президенту, Верховному суду и Генеральному прокурору, в соответствии с чем с освещенными выше вопросами мы, Союз русских общин (КСОРС) Абхазии, в случае их поддержания общественностью и всестороннего изучения, можем обратиться в Парламент Республики Абхазия или в Общественную палату Республики Абхазия. Либо, руководствуясь Статьей 83 Конституции РА (КРА), организовать инициативную группу из 10000 (десяти тысяч) граждан Абхазии, т.е. не менее чем из 5 городов и районов РА с каждого по 2000 (две тысячи) граждан для внесения предложения о поправке в Конституцию РА в Народное Собрание – Парламент Республики Абхазия.

Благодарю за внимание!!!

Выступление Олега Дамениа:

Выступление Сократа Джинджолия:

 

Выступление Даута Хутаба:

 

Close