О программе мер по поддержке соотечественников за рубежом

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 1996 года N 590

О программе мер по поддержке соотечественников
за рубежом

В целях реализации задач по оказанию поддержки соотечественникам за рубежом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 1994 г. N 1681 «Об Основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1888) и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. N 1064 «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 21, ст. 2383) Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить представленную Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом программу мер по поддержке соотечественников за рубежом (прилагается).
  2. Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета предусматривать ежегодно средства на выполнение мероприятий программы мер по поддержке соотечественников за рубежом.
  3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании своей работы учитывать мероприятия, предусмотренные программой мер по поддержке соотечественников за рубежом.
  4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом.

Председатель Правительства
Российской Федерации                            В. Черномырдин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 мая 1996 года N 590

Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом

  1. Общие положения

Российская диаспора в различных странах мира формировалась, в основном, в течение ХХ века, когда вследствие сложных, порой трагических событий в истории России миллионы наших соотечественников были вынуждены покинуть родную землю.

В 90-х годах численность российской диаспоры за рубежом резко возросла. В результате распада СССР и образования новых независимых государств миллионы соотечественников оказались отделенными от Российской Федерации государственными границами. Во многих случаях они вынуждены жить и определять свою дальнейшую судьбу в сложной политической, экономической, социальной, культурной и психологической ситуации и нуждаются в помощи и поддержке как со стороны государств постоянного проживания, так и со стороны России.

Значительная часть трудностей, выпавших на долю наших соотечественников, помимо глубокого экономического кризиса, охватившего практически все бывшие республики СССР, политической и социальной нестабильности во многих из них, вызвана и тем обстоятельством, что новые независимые страны формируются как национальные государства самоопределившихся титульных наций. Иногда это декларируется открыто, но чаще проявляется в политике, направленной на достижение доминирования титульного населения в сферах государственной и общественной жизни, результатом которой становится рост социально-политической и межэтнической напряженности в этих странах.

Опыт жизни в новых независимых государствах все чаще наталкивает активную часть российских соотечественников на мысль о том, что их достойная интеграция в новое общество не может быть достигнута без самоорганизации и объединения усилий по защите своих прав и интересов. Поэтому в странах нового зарубежья в последние годы возникло немало различного рода объединений наших соотечественников. Однако этот процесс сопровождается конкуренцией между общественными организациями соотечественников и их лидерами за монополию на представительство интересов всего русскоязычного населения той или иной страны. При этом следует отметить, что лишь немногие из общественных организаций получили достаточно широкую известность, завоевали доверие основной части соотечественников и играют заметную роль в социально-политической, экономической и культурной жизни своих стран.

В настоящее время проблема соотечественников является значимым фактором в формировании отношений России с государствами — участниками СНГ и государствами Балтии и внутриполитической ситуации в каждой из этих стран (в том числе и в России).

Вступая на путь практической поддержки соотечественников за рубежом, Российская Федерация ясно и недвусмысленно определила в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)», Указе Президента Российской Федерации от 11 августа 1994 г. N 1681 «Об Основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» и постановлении Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. N 1064 «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом» основные принципы и цели своей государственной политики в отношении российской диаспоры.

Российская Федерация исходит из того, что соотечественники должны иметь свободу выбора страны проживания и гражданства, причем страны их постоянного проживания несут ответственность за обеспечение всего комплекса гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав этих лиц. Россия, несущая как правопреемница СССР моральную ответственность перед соотечественниками, готова помочь правительствам новых независимых государств в решении этих задач, а в случае ущемления прав соотечественников намерена использовать все международно признанные меры для их защиты.

Поддержка соотечественников за рубежом ни в коем случае не является завуалированным отказом им в праве возвращения в Россию. Напротив, обеспечение как интегрированности в жизнь страны постоянного проживания при сохранении культурной самобытности, так и переезда на историческую родину — главная двуединая цель политики России в отношении соотечественников, каждый компонент которой реализуется на практике с учетом конкретной ситуации.

Проблемы российских соотечественников в странах нового зарубежья вследствие их общественно-политической остроты и значимости сегодня более актуальны, чем аналогичные проблемы в странах традиционного зарубежья. Тем не менее поддержанию культурных и духовных связей с соотечественниками в странах за пределами бывшего СССР должно уделяться больше внимания, тем более что в нынешних условиях снято большинство ранее существовавших ограничений для осуществления этой деятельности государственными и общественными организациями и гражданами России.

Опыт работы по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. N 1064 показал, что проблемы соотечественников достаточно полно охватываются Основными направлениями, однако их осуществление на практике затруднено вследствие отсутствия механизмов реализации предусмотренных мер по поддержке соотечественников за рубежом. На устранение разрыва между целями государственной политики, сформулированными в упомянутых выше документах, а также Указе Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. N 940 «Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с государствами участниками Содружества Независимых Государств«, и их практической реализацией и направлена Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом (далее именуется — Программа).

  1. Цели и основные задачи Программы

Цели Программы:

— содействие созданию условий для нормальной жизнедеятельности соотечественников, их добровольной интеграции в политическую, социальную, культурную и экономическую жизнь новых независимых государств при сохранении собственной культурной самобытности и всесторонних связей с Россией;

— сохранение культурного и интеллектуального потенциала российской диаспоры, создание благоприятных условий для тех соотечественников, которые намерены вернуться в Россию;

— укрепление и развитие культурных, деловых и других связей с российской диаспорой в странах за пределами бывшего СССР.

Основные задачи Программы:

— содействие реальному обретению соотечественниками международно признанных личных и коллективных прав и свобод;

— оказание поддержки самоорганизации соотечественников, формированию организованной структурированной российской диаспоры, способствующей развитию отношений России с новыми независимыми государствами;

— содействие созданию условий для функционирования русского языка, прежде всего в образовательной, информационной и культурной сферах;

— разработка механизмов взаимодействия органов власти и общественных организаций России с общественными организациями соотечественников за рубежом, стимулирование сотрудничества хозяйствующих субъектов России и российской диаспоры;

— содействие интеграции хозяйствующих субъектов российской диаспоры в экономическую жизнь новых независимых государств и разработка механизма их делового сотрудничества с российскими производственно-предпринимательскими структурами;

— содействие формированию конструктивного отношения к решению проблем соотечественников со стороны органов власти и общественности стран их проживания и России.

  1. Формы и методы осуществления Программы

Общие рамки допустимых средств реализации Программы очерчены международно-правовыми нормами, законами стран проживания соотечественников, Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.

В Программе предусматривается:

— заключение многосторонних и двусторонних правительственных и межведомственных соглашений между государствами — участниками СНГ и государствами Балтии по проблемам соотечественников за рубежом и обеспечение их реализации (в контексте выполнения Россией, государствами — участниками СНГ и государствами Балтии международных обязательств в области защиты прав и основных свобод человека, а также прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам);

— разработка новых и корректировка действующих законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, направленных на более полный учет интересов соотечественников и расширение возможностей оказания им необходимой поддержки;

— привлечение внимания международных организаций к фактам нарушения прав и ограничения свобод российских соотечественников;

— финансовая поддержка образовательных, культурных и других программ общественных организаций соотечественников за рубежом;

— оказание консультативной и научно-методической помощи общественным организациям соотечественников;

— проведение мониторинга и научных исследований положения соотечественников за рубежом и создание информационного банка данных;

— координация деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в первую очередь приграничных), российских общественных организаций и деловых кругов по решению проблем соотечественников за рубежом;

— совершенствование организационно-управленческого механизма реализации мер, предусмотренных Программой.

  1. Основные направления государственной поддержки соотечественников за рубежом

Российская диаспора в государствах нового зарубежья различается по своим социальным, профессиональным, культурным, политическим и иным характеристикам, имеет различный общественно-политический статус. В силу этого отличается и реакция тех или иных групп соотечественников на события, происходящие в странах их проживания и в России.

Основные направления государственной поддержки соотечественников за рубежом предполагают учет особенностей российской диаспоры и, соответственно, дифференцированный подход при их практической реализации.

4.1. Формирование условий для реального соблюдения прав и свобод соотечественников за рубежом

В целях формирования условий для реального соблюдения прав соотечественников в странах их постоянного проживания в Программе предусматривается:

— разработка предложений для рассмотрения на заседаниях Совета глав государств, Совета глав правительств, Межпарламентской Ассамблеи и Совета министров иностранных дел государств участников Содружества Независимых Государств состояния дел с обеспечением прав и свобод человека в этих государствах;

— интенсификация работы по созданию комиссии СНГ по правам человека, подписанию и ратификации конвенции СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, конвенции СНГ о правах и основных свободах человека. Использование их возможностей для защиты прав соотечественников в государствах участниках СНГ;

— продолжение переговоров с государствами — участниками СНГ и государствами Балтии о заключении двусторонних и многосторонних соглашений о формах и способах урегулирования проблем, связанных с правовым и гражданским статусом соотечественников;

— определение правового статуса соотечественников в Российской Федерации и подготовка проектов соответствующих законодательных и нормативных актов;

— регулярное информирование соответствующих международных организаций о фактах нарушения прав соотечественников и представляющих их интересы общественных организаций;

— разработка предложений по учету интересов соотечественников при проведении политики в отношении государств — участников СНГ и стран Балтии;

— содействие средствам массовой информации в освещении правового положения соотечественников за рубежом и формирование объективного общественного мнения о проблемах соотечественников в странах их проживания и в России.

Меры по формированию условий для реального соблюдения прав и свобод соотечественников представлены в приложении N 1.

4.2. Финансовая и экономическая поддержка соотечественников за рубежом

Осуществление финансовой и экономической поддержки соотечественников за рубежом предполагает использование как средств федерального бюджета, так и средств общественных фондов и общественных организаций, а также протекционистских мер по отношению к государственным, частным и иным финансовым и производственным структурам России и стран нового зарубежья, оказывающим помощь как соотечественникам, так и их общественным организациям в решении их проблем.

В этих целях в Программе предусматривается:

— формирование нормативной базы для деятельности субъектов финансовой и экономической поддержки соотечественников за рубежом;

— разработка критериев и процедур учета интересов соотечественников при осуществлении экономического сотрудничества России с государствами — участниками СНГ и государствами Балтии, в частности при заключении многосторонних и двусторонних соглашений между ними, выделении кредитов и т. п.;

— привлечение внебюджетных средств для решения проблем соотечественников за рубежом;

— оказание гуманитарной помощи.

Прямая финансовая поддержка (в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств) должна оказываться в первую очередь социально не защищенным группам соотечественников, оказавшимся в кризисной ситуации, а также выделяться на осуществление культурно-образовательных программ и проведение информационно-просветительских мероприятий.

Меры по оказанию финансовой и экономической поддержки соотечественникам за рубежом представлены в приложении N 2.

4.3. Содействие сохранению сферы распространения и функционирования русского языка, среднего и высшего образования на русском языке

Для удовлетворения образовательных потребностей русскоязычного населения, сохранения сферы распространения и функционирования русского языка в государствах — участниках СНГ и государствах Балтии как одного из приоритетных направлений внешней политики России в Программе предусматривается:

продолжение переговоров о придании русскому языку статуса второго государственного языка (с теми государствами — участниками СНГ и государствами Балтии, с которыми такая договоренность еще не достигнута);

разработка методической, организационной и технологической базы для проведения согласованной образовательной политики в государствах — участниках СНГ и формирование общего образовательного пространства;

анализ проблем, возникающих в работе школ с преподаванием на русском языке в государствах — участниках СНГ и государствах Балтии, оказание этим школам методической, консультативной и технической помощи;

подготовка и повышение квалификации преподавателей школ (прежде всего преподавателей русского языка и гуманитарных дисциплин).

Меры поддержки среднего и высшего образования на русском языке представлены в приложении N 3, а по повышению роли русского языка — в приложениях N 4 и 6.

4.4. Поддержка в решении культурных и социальных проблем соотечественников за рубежом

Удовлетворение культурных потребностей российской диаспоры и помощь социально не защищенным группам соотечественников предполагает:

интенсификацию культурных связей между Россией и российской диаспорой в государствах — участниках СНГ и государствах Балтии, в том числе на региональном и местном уровнях;

поддержку культурной жизни и культурных инициатив российской диаспоры;

создание российских информационно-культурных центров в государствах — участниках СНГ и государствах Балтии;

продолжение работы по введению в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения и подписанию соглашений по вопросам социального обеспечения с теми государствами нового зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены;

разработку механизма контроля за выполнением межгосударственных соглашений по вопросам социальной защиты различных категорий соотечественников;

отработку механизмов оказания экстренной и гуманитарной помощи социально не защищенным группам соотечественников.

Мероприятия по решению культурных и социальных проблем соотечественников за рубежом представлены в приложениях N 4 и 5.

4.5. Информационная поддержка и информационное обеспечение соотечественников за рубежом

Для сохранения и развития информационных связей внутри российской диаспоры и между российской диаспорой и Россией в Программе предусматривается:

интенсификация переговоров на межправительственном и межведомственном уровнях о беспрепятственном функционировании российских средств массовой информации в странах нового зарубежья;

оказание поддержки средствам массовой информации соотечественников за рубежом с учетом законодательства соответствующих стран их проживания;

регулярное освещение в российских средствах массовой информации деятельности органов государственной власти Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом и доведение до них этой информации;

обеспечение общественных организаций соотечественников за рубежом российскими периодическими изданиями;

предоставление русскоязычным периодическим изданиям соотечественников на безвозмездной основе материалов российских информационных агентств;

создание справочно-информационного банка данных по всем направлениям сотрудничества с соотечественниками за рубежом;

проведение мониторинга и научных исследований положения соотечественников за рубежом с доведением их результатов до сведения органов государственной власти Российской Федерации, государств — участников СНГ и государств Балтии, международных правозащитных организаций, а также средств массовой информации.

Мероприятия по информационной поддержке соотечественников за рубежом представлены в приложении N 6.

4.6. Взаимодействие с соотечественниками в странах за пределами территории бывшего СССР

Для повышения эффективности взаимодействия с российской диаспорой традиционного зарубежья в Программе предусматривается:

формирование банка данных о российской диаспоре в странах традиционного зарубежья;

активизация культурных отношений и делового сотрудничества с российской диаспорой, в частности использование возможностей общественных организаций, оказание наиболее авторитетным из них необходимой государственной поддержки;

привлечение организаций соотечественников в традиционном зарубежье к оказанию поддержки российской диаспоре в государствах — участниках СНГ и государствах Балтии.

Мероприятия по взаимодействию с соотечественниками в странах за пределами территории бывшего СССР представлены в приложении N 7.

4.7. Организационно-управленческие мероприятия по реализации Программы

Значительные ресурсы выполнения Программы заключаются в совершенствовании организационно-управленческих механизмов реализации содержащихся в ней мероприятий, для чего предусматривается:

подготовка на основании анализа выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. N 1064 «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом» и представление в Правительство Российской Федерации предложений по совершенствованию и координации деятельности министерств и ведомств в сфере поддержки российской диаспоры;

усиление контроля за выполнением министерствами и ведомствами решений и поручений Правительства Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом;

подготовка предложений по внесению изменений в Положение о Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и ее состав на основании анализа опыта работы Комиссии в 1995 году;

привлечение субъектов Российской Федерации к решению проблем соотечественников за рубежом, в том числе тех российских республик, чье титульное население составляет заметную часть в странах нового и традиционного для России зарубежья;

совершенствование механизма представления, экспертизы и контроля за реализацией проектов, представляемых государственными и общественными организациями;

организация учебы и повышения квалификации сотрудников органов исполнительной власти Российской Федерации и активистов общественных организаций, занимающихся проблемами соотечественников за рубежом.

  1. Этапы осуществления Программы

Как показывает опыт Венгрии, Израиля, КНР, ФРГ и некоторых других стран, поддержка диаспоры является постоянной составляющей внешней политики каждого из этих государств и может способствовать как улучшению, так и осложнению межгосударственных отношений и положения самой диаспоры. Поэтому при сохранении принципов и долговременных целей этой политики ее текущие задачи неизбежно будут меняться.

В настоящее время Россия находится на этапе формирования принципов и механизмов взаимодействия с российской диаспорой, чему и служат меры, предусмотренные Программой на 1996 год.

Содержание последующих этапов будет проработано с учетом выполнения соответствующих пунктов Программы на 1996 год и представлено в Правительство Российской Федерации.

  1. Основные исполнители Программы

6.1. Основные исполнители Программы — министерства и ведомства Российской Федерации.

В качестве соисполнителей по согласованию могут выступать Администрация Президента Российской Федерации, соответствующие комитеты палат Федерального Собрания Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, российские общественные и религиозные организации.

6.2. Координация и контроль за исполнением настоящей Программы возлагаются на Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом.

  1. Финансирование Программы

Финансирование Программы осуществляется из средств федерального бюджета и внебюджетных поступлений, а также, по согласованию, из средств бюджетов субъектов Российской Федерации

Приложение N 1. Меры по формированию условий для реального соблюдения прав и свобод соотечественников

Приложение N 1
к Программе мер по поддержке
соотечественников за рубежом

——————————————————————-
Мероприятия                            ¦Исполнители
——————————————————————-
1.  Интенсификация процесса ратификации     МИД России с участием
многосторонних и двусторонних           комитетов и комиссий
договоров и соглашений, требующих       Государственной Думы
утверждения парламентами России,        и Совета Федерации
государств — участников СНГ и           Федерального Собрания
государств Балтии                       Российской Федерации
(далее именуются —
парламентские
комитеты и комиссии)

2.  Стимулирование процесса ратификации     МИД России с участием
государствами — участниками СНГ         парламентских комитетов
Конвенции об обеспечении прав лиц,      и комиссий
принадлежащих к национальным
меньшинствам, и Конвенции о правах и
основных свободах человека

3.  Выполнение достигнутых с                МИД России,
государствами — участниками СНГ         Минсотрудничество
предварительных договоренностей о       России, ФМС России с
создании Комиссии по правам человека    участием Комиссии по
правам человека при
Президенте Российской
Федерации,
парламентских
комитетов и комиссий

4.  Развитие договорно-правовой базы с      МИД России, федеральные
государствами — участниками СНГ и       органы исполнительной
государствами Балтии                    власти

5.  Образование двусторонних                МИД России, МВД России,
межгосударственных комиссий по правам   Минюст России, ФМС
человека с Киргизской Республикой и     России с участием
Республикой Казахстан                   Комиссии по правам
человека при Президенте
Российской Федерации,
Комиссии по вопросам
гражданства при
Президенте Российской
Федерации

6.  Издание «Белой книги» о нарушении прав  МИД России,
человека в государствах — участниках    Роскомпечать, Миннац
СНГ и государствах Балтии               России, Комиссия по
правам человека при
Президенте Российской
Федерации, Комиссия  по
вопросам гражданства
при
Президенте Российской
Федерации

7.  Подготовка и внесение на рассмотрение   МИД России, ФМС России,
Государственной Думы Федерального       МВД России, Комиссия по
Собрания Российской Федерации           правам человека при
изменений в Закон Российской Федерации  Президенте Российской
«О гражданстве Российской Федерации»,   Федерации, Комиссия по
касающихся соотечественников,           вопросам гражданства
проживающих в государствах —            при Президенте
участниках СНГ и государствах Балтии    Российской Федерации

8.  Разработка и внесение на рассмотрение   МВД России, Минюст
Правительства Российской Федерации      России, МИД России,
предложений о распространении действия  Миннац России, ФМС
постановления Правительства Российской  России, ФПС России,
Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 «Об  Комиссия по правам
    утверждении Правил регистрации и        человека при Президенте
    снятия граждан Российской Федерации с   Российской Федерации
    регистрационного учета по месту
    пребывания и по месту жительства в
    пределах Российской Федерации и
    перечня 
должностных лиц, ответственных
за регистрацию» на граждан бывшего
СССР, проживающих на территории
государств — участников СНГ и
государств Балтии

9.  Проведение комплекса мероприятий по     МИД России, Комиссия по
защите прав соотечественников за        правам человека при
рубежом на международном уровне с       Президенте Российской
использованием действующих механизмов   Федерации, Комиссия по
по защите прав человека и национальных  вопросам гражданства
меньшинств (через ООН, ОБСЕ, СГБМ и     при Президенте
др.)                                    Российской Федерации с
участием парламентских
комитетов и комиссий

10. Разработка предложений для              МИД России, Миннац
рассмотрения вопроса об обеспечении     России, Комиссия по
прав и свобод человека в государствах   правам человека при
— участниках СНГ на заседаниях Совета   Президенте Российской
глав государств, Совета глав            Федерации, Комиссия по
правительств и Межпарламентской         вопросам гражданства
Ассамблеи, а также Совета министров     при Президенте
иностранных дел государств —            Российской Федерации
участников СНГ

11. Использование возможностей              МИД России с участием
неправительственных организаций для     ассоциации «Родина» и
воздействия на общественное мнение в    других общественных
тех государствах — участниках СНГ и     организаций
государствах Балтии, где нарушаются
права человека, и для оказания
правовой помощи соотечественникам

12. Содействие общественным организациям    МИД России, Минюст
соотечественников в государствах —      России, Комиссия по
участниках СНГ и государствах Балтии в  правам человека при
создании в этих странах центров         Президенте Российской
юридической помощи                      Федерации с участием
общественных
организаций

13. Разработка юридического определения     МИД России, МВД России,
понятия «соотечественник» и его         Минюст России, Миннац
закрепление в законодательстве          России, Комиссия по
Российской Федерации, внесение          правам человека при
соответствующих изменений и дополнений  Президенте Российской
в действующее законодательство и в      Федерации, научные и
заключенные Россией с государствами —   учебные заведения,
участниками СНГ и государствами Балтии  парламентские комитеты
договоры и соглашения (или заключение   и комиссии
дополнительных);
доработка и внесение на рассмотрение в
Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации проекта
федерального закона о содействии
российским соотечественникам в
государствах — участниках СНГ и
государствах Балтии

14. Проведение переговоров с государствами  МИД России,
— участниками СНГ и государствами       Минсотрудничество
Балтии для заключения межведомственных  России, Миннац России,
соглашений по упрощенному режиму        Минюст России, ФМС
приграничного сотрудничества            России,  ФПС России,
ГТК России, МВД России

15. Содействие средствам массовой           Миннац России, МИД
информации в объективном освещении      России, Роскомпечать,
правового положения соотечественников   Минобразование России,
за рубежом и формирование объективного  Минкультуры России,
общественного мнения об их проблемах    Комиссия по правам
человека при Президенте
Российской Федерации,
Комиссия по вопросам
гражданства при
Президенте Российской
Федерации с участием
ассоциации «Родина» и
других общественных
организаций

Приложение N 2. Меры по оказанию финансовой и экономической поддержки соотечественников за рубежом

Приложение N 2
к Программе мер по поддержке
соотечественников за рубежом

——————————————————————-
Мероприятия                              ¦   Исполнители
——————————————————————-
1.  Создание Федерального фонда поддержки     Минсотрудничество
соотечественников за рубежом и            России,
определение внебюджетных государственных  Миннац России,
источников его финансирования             Минфин России,
Минэкономики России

2.  Разработка конкретных предложений по      Минсотрудничество
созданию финансово-промышленных групп,    России, Минэкономики
совместных предприятий и других форм      России, МВЭС России,
экономического сотрудничества с           Госкомпром России,
государствами — участниками СНГ и         федеральные органы
проведение переговоров по указанному      исполнительной власти
вопросу с соответствующими
государственными органами этих стран в
рамках подготовки межправительственных
соглашений о торгово-экономическом
сотрудничестве на 1996-1997 годы

3.  Разработка принципов и порядка            Минсотрудничество
экспертной оценки проектов                России, Минэкономики
экономического сотрудничества             России, МВЭС России,
соотечественников за рубежом с            Минфин России,
хозяйствующими субъектами  в России       федеральные органы
исполнительной власти

4.  Подготовка рекомендаций хозяйствующим     Госкомпром России,
субъектам России по возможному            федеральные органы
размещению их заказов на выполнение       исполнительной власти
работ на давальческом сырье на
конкретных предприятиях государств —
участников СНГ и государств Балтии, на
которых заняты преимущественно
соотечественники

5.  Подготовка предложений о передаче в       Госкомимущество
собственность Российской Федерации        России, Минэкономики
предприятий, на которых заняты            России, МИД России,
преимущественно соотечественники, в счет  Минфин России,
государственных долгов Российской         Минсотрудничество
Федерации государств — участников СНГ и   России, МВЭС России,
государств Балтии, определение перечня    Госкомпром России
таких предприятий

6.  Подготовка предложений по внесению в      Минфин России,  ГТК
российское налоговое и таможенное         России,
законодательство поправок, позволяющих    Минсотрудничество
Правительству Российской Федерации        России,  МВЭС России,
определять при необходимости меры,        Миннац России
стимулирующие установление и развитие
производственно-коммерческих связей
между хозяйствующими субъектами России и
предприятиями государств — участников
СНГ и государств Балтии, на которых
заняты преимущественно соотечественники

7.  Подготовить перечень предприятий          Минэкономики России,
государств — участников СНГ и государств  Минсотрудничество
Балтии, на которых заняты                 России, МВЭС России,
преимущественно соотечественники и в      Минфин России, Миннац
отношении которых могут быть приняты      России, Госкомпром
меры, стимулирующие установление и        России, МИД России
развитие их производственно-коммерческих
связей с хозяйствующими субъектами
России

8.  Поддержка общественных организаций и      Миннац России,
общин соотечественников за рубежом        Минкультуры России,
(обеспечение оргтехникой и т. п.),        Минобразование
разработка критериев оказания помощи      России,

9.  Создание региональных обществ по связям   Госкомвуз России с
с соотечественниками за рубежом           участием ассоциации
«Родина»  Ассоциация
«Родина»

10. Оказание экстренной гуманитарной помощи   МИД России, МЧС
соотечественникам в странах нового        России,
зарубежья, проживающим в зонах            Миннац России,
конфликтов                                Минобороны Росси

Приложение N 3. Меры поддержки школьного и высшего образования на русском языке

Приложение N 3
к Программе мер по поддержке
соотечественников за рубежом

Меры поддержки школьного и высшего образования на русском языке

——————————————————————-
Мероприятия                            ¦Исполнители
——————————————————————-
1.  Разработка положений:                   Госкомвуз России,
Минобразование России,
Миннац России,
Российская
академия наук
о создаваемых в государствах —
участниках СНГ на взаимной основе
российско-национальных университетах,
институтах, факультетах, школах с
русским языком обучения;

о российских образовательных
учреждениях, ассоциированных с
образовательными учреждениями
государств — участников СНГ;

о признании эквивалентности документов
об образовании, ученых степеней и
званий в государствах — участниках
СНГ;

о языке общего образовательного
пространства государств — участников
СНГ;

о единой системе статистики по
образованию и подготовке кадров в
государствах — участниках СНГ;

о филиалах и представительствах
российских вузов в государствах — участниках СНГ и государствах Балтии

  1.  Разработка новых учебников и учебных    Минобразование России,
    пособий для зарубежных школ и вузов с   Госкомвуз России, Миннац

русским языком обучения и механизма их России, Роскомпечать
издания и доставки в государства — участники СНГ и государства Балтии

  1.  Проработка вопроса о финансировании из  Минфин России,
    федерального бюджета выполнения заявок  Минобразование России,
    на приобретение учебных пособий для     Госкомвуз России,
    средних и высших образовательных        Роскомпечать, Миннац
    учреждений с русским языком обучения в  России
    государствах — участниках СНГ и
    государствах Балтии

    4.  Создание пособий по                     Минобразование России с
    общеобразовательным предметам для       участием общественного
    обучения в семье детей                  объединения «Славянский
    соотечественников в государствах —      клуб»
    участниках СНГ и государствах Балтии

    5.  Создание совместных образовательных     Минобразование России,
    учреждений, поддержка школ, лицеев,     Госкомвуз России
    гимназий, колледжей с русским языком
    обучения в государствах — участниках
    СНГ и государствах Балтии (в
    соответствии с межправительственными
    или межведомственными двусторонними
    соглашениями)

    6.  Организация в России повышения          Минобразование России,
    квалификации и переподготовки кадров    Госкомвуз России, Миннац
    для общеобразовательных учреждений      России
    государств — участников СНГ и
    государств Балтии с русским языком
    обучения:

на факультетах повышения
квалификации; на курсах повышения
квалификации

  1.  Издание в России специализированного    Минобразование России,
    научно-методического журнала «Русский   Миннац России,
    язык за рубежом»                        Российская академия
    образования,
    Роскомпечать

    8.  Подготовка научно-педагогических        Минобразование России,
    кадров для образовательных учреждений   Госкомвуз России
    с русским языком обучения в
    государствах — участниках СНГ и
    государствах Балтии

    9.  Подготовка предложений о приеме в вузы  Госкомвуз России,
    России (в том числе военные)            Минобразование России,
    соотечественников из государств —       Миннац России,
    участников СНГ и государств Балтии      Минсотрудничество
    (граждан России, лиц без гражданства и  России,
    граждан указанных стран) и источниках   Минфин России,
    финансирования их учебы; создание       Минобороны России,
    материальной базы для развития          МВД России,  ФПС
    заочно-дистанционной системы обучения   России

    10. Оказание материальной помощи (создание  Госкомвуз России, фонд
    системы грантов) молодым                «Молодежь за Россию»
    соотечественникам из государств —
    участников СНГ и государств Балтии для
    учебы в вузах России

    11. Участие отдельных групп учащихся и      Минобразование России,
    студентов образовательных учреждений с  ГКФТ России с участием
    русским языком обучения из государств   общественных
    — участников СНГ и государств Балтии в  организаций
    проведении различных массовых
    мероприятий в Росси

Приложение N 4. Меры по решению культурных проблем соотечественников за рубежом

Приложение N 4
к Программе мер по поддержке
соотечественников за рубежом

Меры по решению культурных проблем соотечественников за рубежом

——————————————————————-
Мероприятия                               ¦     Исполнители
——————————————————————-
1.  Организация гастролей российских          Минкультуры России,
творческих коллективов и отдельных        Роскомкино, Миннац
исполнителей в государствах — участниках  России с
СНГ и государствах Балтии и встреч        привлечением
деятелей культуры России с                общественных
соотечественниками                        организаций

2.  Содействие восстановлению, реставрации и  Минкультуры России,
сохранению российских исторических и      Миннац России,
культурных памятников, мемориалов и       Российская академия
культовых сооружений в государствах —     наук с участием
участниках СНГ и государствах Балтии      общественных
организаций

3.  Материальная и творческая поддержка       Минкультуры России с
русских профессиональных театров и        участием
театров-студий в государствах —           общественных
участниках СНГ и государствах Балтии      организаций

4.  Помощь писателям-соотечественникам из     Минкультуры России,
государств — участников СНГ и государств  Роскомпечать,
Балтии (в том числе дотации издателям)    Миннац России

5.  Проведение научно-практических            Минкультуры России,
конференций и семинаров ученых,           Российская академия
писателей, переводчиков, других деятелей  наук, Роскомкино,
культуры и искусства государств —         Роскомпечать, Миннац
участников СНГ и государств Балтии,       России
способствующих сохранению и развитию
русской культуры

6.  Организация в России выставок и           Минкультуры России,
аукционов работ                           Росархив с участием
художников-соотечественников из           общественных
государств — участников СНГ и государств  организаций
Балтии, выставок народных промыслов,
литературных, архивных и т. п.

7.  Поддержка профессиональных и              Минкультуры России с
самодеятельных коллективов,               участием
представляющих российскую культуру в      общественных
государствах — участниках СНГ и           организаций
государствах Балтии, проведение
музыкальных и вокальных конкурсов с
участием в них молодых соотечественников
из стран ближнего зарубежья

8.  Поддержка молодежных и детских            Минкультуры России с
культурных программ организаций и общин   участием
соотечественников в государствах —        общественных
участниках СНГ и государствах Балтии      организаций

9.  Организация и проведение Дней             Минкультуры России,
российского кино в государствах —         Роскомкино,  МИД
участниках СНГ и государствах Балтии      России

10. Поэтапное (по мере подписания             МИД России,
соглашений) открытие российских центров   Российский центр
науки и культуры в государствах —         международного
участниках СНГ и государствах Балтии и    научного и
оказание им необходимой                   культурного
финансово-материальной, организационной   сотрудничества при
и методической помощи                     Правительстве
Российской
Федерации,
Минкультуры России,
Миннац России

11. Разработка механизма экспертной оценки    Минкультуры России,
заявок организаций и общин                Миннац России,
соотечественников в государствах —        Роскомпечать
участниках СНГ и государствах Балтии и
его реализация в практике работы
Правительственной комиссии по делам
соотечественников за рубежом

12. Организация туристских обменов, в том     ГКФТ России с
числе молодежных (туры по России,         участием
государствам — участникам СНГ и           общественных
государствам Балтии), с привлечением к    организаций
ним молодых соотечественников из
государств — участников СНГ и государств
Балтии

Приложение N 5. Меры по социальной поддержке соотечественников за рубежом

Приложение N 5
к Программе мер по поддержке
соотечественников за рубежом

Меры по социальной поддержке соотечественников за рубежом

——————————————————————-
Мероприятия                                  ¦Исполнители
——————————————————————-

1. Разработка механизма контроля за реализацией  Минсотрудничество
двусторонних межправительственных соглашений  России,
по вопросам социальной защиты и пенсионного   Минсоцзащиты
обеспечения соотечественников в государствах  России,
— участниках СНГ и государствах Балтии (в     МИД России,
том числе соотечественников, уволенных с      Минобороны России,
военной службы, службы в органах внутренних   МВД России
дел, и членов их семей)

2. Подготовка предложений об установлении        Минобороны России
военным пенсионерам Российской Федерации,
проживающим в государствах — участниках СНГ
и государствах Балтии, частичной компенсации
расходов по оплате жилья и коммунальных
услуг

3. Стимулирование процесса реализации            ФМС России,
договоренностей с государствами —             Минфин России,
участниками СНГ о создании                    МИД России,
Межгосударственного фонда помощи беженцам и   Минсотрудничество
вынужденным переселенцам                      России

4. Организация летнего отдыха детей из           Миннац России,
социально неблагополучных семей (в том числе  Минобразование
детей-сирот) в лагерях отдыха России          России,
Минсоцзащиты
России,
Минздравмедпром
России, органы
исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации

5. Создание банка данных об объектах в           Минобразование
Российской Федерации, пригодных для приема    России,
детей соотечественников из государств —       Миннац России,
участников СНГ и государств Балтии для        Госкомвуз Рос сии
отдыха и лечения

6. Составление перечня территорий России,        ФСЗ России,
предпочтительных для размещения и             ФМС России
трудоустройства соотечественников,
прибывающих из государств — участников СНГ и
государств Балтии на постоянное жительство,
и его периодическое уточнение

7. Предоставление заинтересованным               ФСЗ России
министерствам, ведомствам, региональным
обществам по связям с соотечественниками и
общественным организациям, средствам
массовой информации оперативной информации о
ситуации на региональных рынках труд

Приложение N 6. Меры по информационной поддержке соотечественников за рубежом

Приложение N 6
к Программе мер по поддержке
соотечественников за рубежом

——————————————————————-
Мероприятия                                   ¦Исполнители
——————————————————————-

1. Содействие реализации прав соотечественников   МИД России,
в государствах — участниках СНГ и              Роскомпечать,
государствах Балтии на получение,              Минюст России,
распространение и обмен информацией на родном  Миннац России,
языке                                          ФСТР России

2. Оказание финансовой, материально-технической   Минфин России,
и иной необходимой помощи периодическим        Роскомпечать,
изданиям соотечественников за рубежом, а       Миннац России,
также сориентированным на их потребности       ФСТР России при
программам российских телерадиовещательных     участии
организаций и российским периодическим         Российской
изданиям                                       академии наук,
ассоциации
«Родина» и
других
общественных
организаций

3. Подготовка и публикация                        Миннац России,
информационно-справочного издания об           Минкультуры
общественных организациях соотечественников    России, МИД
за рубежом                                     России,
Роскомпечать,
Минсотрудниче-
ство России,
научные
учреждения с
участием
общественных
организаций

4. Проработка вопроса об организации подписки     Российский центр
общественных организаций и общин               международного
соотечественников в государствах —             научного и
участниках СНГ и государствах Балтии на        культурного
российские периодические издания               сотрудничества
при
Правительстве
Российской
Федерации,
Миннац России,
ассоциация
«Родина»,
консульства
России,
корпункты
российских
органов печати

5. Разработка организационно-управленческих и     ФСТР России, МИД
финансовых мероприятий по реализации           России,
двусторонних межправительственных соглашений   Минсотрудниче-
о порядке распространения на территориях       ство России,
государств — участников СНГ и государств       Минсвязи России,
Балтии программ российских                     Минфин России
телерадиовещательных организаций и
организация теле- и радиовещания на эти
страны

6. Исследование положения соотечественников за    Миннац России,
рубежом, в том числе сбор, анализ и оценка     Минсотрудничество
информации, создание банка данных,             России, МИД
прогнозирование, программное и оргтехническое  России,
обеспечение работы, информирование             Роскомпечать
заинтересованных организаций о ее результатах

7. Создание научного совета при Российской        Российская
академии наук по проблемам изучения            академия наук с
политико-правового, экономического,            привлечением
социально-культурного и иных аспектов жизни    общественных
соотечественников за рубежом, информирование   организаций
за интересованных организаций

8. Завершение создания банка данных о средствах   МИД России,
массовой информации, издаваемых на русском     Роскомпечать
языке в государствах — участниках СНГ и
государствах Балтии

Приложение N 7. Меры по взаимодействию с российской диаспорой за пределами бывшего СССР

Приложение N 7
к Программе мер по поддержке
соотечественников за рубежом

——————————————————————-
Мероприятия                                    Исполнители
——————————————————————-

1. Разработка основных принципов политики России  Российский центр
по отношению к российской диаспоре за          международного
пределами бывшего СССР и способов ее           научного и
реализации                                     культурного
сотрудничества
при
Правительстве
Российской
Федерации (далее
именуется —
Росзарубежцентр),
МИД России,
Минкультуры
России,
Минсотрудничество
России, Госкомвуз
России с участием
ассоциации
«Родина» и других
общественных
организаций

2. Проведение в г. Москве международного форума   Росзарубежцентр,
и «круглого стола» с участием представителей   Минэкономики
деловых кругов из числа соотечественников,     России,
проживающих за рубежом, по вопросам делового   Минсотрудничество
партнерства                                    России с участием
ассоциации
«Родина» и других
общественных
организаций

3. Проведение на базе российских центров науки и  Росзарубежцентр
культуры семинаров по вопросам международного
сотрудничества деловых кругов
соотечественников за рубежом с российскими
организациями и предприятиями

4. Формирование банка данных о российской         МИД России,
диаспоре за пределами бывшего СССР             Росзарубежцентр с
участием
ассоциации
«Родина»

5. Установление и развитие связей с               Росзарубежцентр,
общественными организациями и общинами         Минобразование
соотечественников; помощь русским школам и     России, Миннауки
курсам русского языка; поддержка научной       России, Миннац
деятельности соотечественников, имеющих        России,
дипломы вузов России                           Роскомпечать, МИД
России с участием
ассоциации
«Родина» и других
общественных
организаций

6. Содействие укреплению связей                   ГКФТ России,
соотечественников с Россией путем организации  Роскомкино с
для них туристических поездок в Россию,        участием
подготовки для соотечественников               общественных
краеведческих и туристических изданий, аудио-  организаций
и видеопродукции

7. Проведение совместно с организациями           Росзарубежцентр,
соотечественников на базе российских центров   Минкультуры
науки и культуры за рубежом комплексных        России,
информационно-культурных мероприятий           Роскомпечать,
(выступление российских фольклорных ансамблей  Роскомкино
и музыкальных коллективов, организация
книжных, художественных и фотовыставок,
демонстрация кино- и видеофильмов)

8. Пополнение и обновление фондов библиотек       Росзарубежцентр,
российских центров науки и культуры за         Роскомпечать с
рубежом российской информационно-справочной и  участием
учебно-методической литературой с учетом       ассоциации
интересов русской диаспоры, организация        «Родина» и других
подписки этих библиотек на российские          общественных
периодические издания                          организаций

 

Добавить комментарий

Close